Информационное общество как третий путь развития

                                                                                                                    

Ратушин Ю.А., Поленок С.П.

 

Представленная статья предлагает новое, отличное от общепринятого, представление идеологии хозяйственно-общественных отношений в информационную эпоху. Возникшее сегодня глобальное гуманитарно-экономическое пространство характеризуется новыми смыслами мышления и новыми, ассоциированными с ними социальными структурами. Все растущие расширение этого пространства и экспансия смыслов в виртуальные виды деятельности, неизбежно порождают новый фактор производства, новые причинно-следственные связи и новое понимание пользы.  Не вполне осознанная информационная глобальная субстанция, на которую сегодня проецируется хозяйственная деятельность, формирует новые цепочки получения прибыли и новые источники дохода, что  дает право говорить о практической реализации третьего  вектора развития социосистем стран СНГ.

 Авторы выражают свою благодарность академикам НАН Украины Сергиенко И.В., Палагину А.В. (Институт кибернетики им. В.М. Глушкова), Чухно А.А. (Киевский национальный университет им. Т.Г.Шевченко), Саблуку П.Т. (Научный центр “Институт аграрной экономики”) за дополнения, внесенные  в представляемую статью, академику РАН Ушачеву И.Г. (Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства ), и руководителю Аграрного центра ЕврАзЭС, академику МАИ Тарасову В.И. за активную позицию и поддержку практической реализации сети ИМЦ, а также заместителю директора по науке ВНИИПВТИ РФ, доктору наук Конявскому В.А. который в месте с авторами стоял у истоков создания проекта сети ИМЦ.

 

Обеспечение социально-экономического развития стран СНГ в разрезе общего смыслового пространства и планы вхождения государств в 20-ку самых развитых стран мира, т.е. стремление к вхождению в мировые элиты, требует научно обоснованных ориентиров создания нового смыслового пространства своего пути развития и практических ежедневных шагов по его реализации.

Современный финансово-экономический кризис повлек за собой кризис традиционных рыночных отношений. Кризис со всей силой показал, что нынешнее индустриальное общество теряет общественную энергию своего этапа развития, информационное пространство индустриальной эпохи перегружено огромным количеством нерешенных проблем и информационных неопределенностей – прагматика индустриализма исчерпана. Сегодняшний кризис – это кризис невозможности соединения новых смыслов (причинно-следственных связей и пользы) гуманитарных и экономических процессов, когда старые сущности в новых сложившихся условиях не находят своего применения и не могут быть первоосновой для выполнения социально значимой работы. Конец эпохи индустриализма характеризуется избыточными производственными мощностями, ростом приоритета знаний над значимостью промышленных и природных ресурсов, предельной насыщенностью неутилизированной и невзаимосвязанной информации как основного стимула развития коррупции (растущей в условиях информационной неуправляемости). Но главным является огромный разрыв между воспроизводством и потреблением гуманитарной и материальной энергии социума, как базисного фактора восприятия объективной реальности для получения пользы.

 Для поиска дальнейшего пути развития следует учитывать, что индустриальный период закончился в конце прошлого века. Иллюзия сегодняшней модернизации общества на основе проведения индустриальных реформ поглощает все большую долю совокупных ресурсов социосистем, не предоставляя новых путей развития.

С методологической точки зрения, это означает, что борьба с кризисом превращается просто в наращивание ограниченности  развития гуманитарной и хозяйственной деятельности, провоцированием недообразованности и непонимания решения проблем самосохранения не только сегодняшних, но и будущих поколений.

Исторический опыт свидетельствует, что вместе с возникновением сложных социально-экономических проблем всегда создаются пути и методы их решения. Но это не автоматический процесс. В сегодняшних условиях глобализации любая осмысленная стратегия выводит социосистему из индустриального пути развития. Результатом может быть движение общества назад - к неофеодализму – первый путь, или бессмысленное “реформаторское” буксование в индустриализме – второй путь, либо движение вперед - в форме экспансии в информационное пространство и информационную экономику с последующим построением информационного общества как третий путь. Первый и второй путь предполагают отказ от достижений демократии и чреват новыми формами авторитаризма, третий характеризуется расширением демократических устоев и замену индустриальных смысловых спектров на инновационные. Причем третий путь наиболее общественно приемлемый и социально ожидаемым, хотя сопровождается отчаянным сопротивлением старого административного аппарата, который видит в нем угрозу своему существованию.
         Принципиально важной и определяющей чертой третьего пути развития общества является то, что оно рождает качественно новый фактор производства – информацию, знания и их контекст. Здесь надо отметить, что категория фактора производства является главным для определения общественного способа производства и общества в целом. Когда наряду с землей и трудом появился новый фактор производства - капитал, как новый способ производства,  общества получили название капиталистический. Это - во-первых. А во-вторых, по сравнению с предшествующей человеческой историей, недолгое господство нового фактора производства позволило осуществить такие сдвиги в экономике и жизни людей, которые намного перевешивают все достижения за тысячелетия. Этот исторический опыт убедительно доказывает, что появление качественно нового фактора производства открывает новые огромные возможности роста экономики и благосостояния народов. Анализ основных черт нового фактора производства свидетельствует о его преимуществах по сравнению с уже известными.
         Традиционные средства производства в процессе труда изнашиваются физически и морально, постепенно переносят свою стоимость путем амортизации и заканчивают свое существование. Отличительная черта информации и знаний заключается в том, что в процессе потребления они не уменьшаются, а наоборот, приумножаются. Сегодня новые знания являются достоянием небольшой группы ученых, а завтра через информационные сети они становятся достоянием больших масс людей. Следует заметить, что использование информации и знаний должно быть этичным, потому что этика информации и знания первична по отношению к их сущности и является определяющим для перехода к информационному обществу, что становится приоритетной задачей для государственных институтов новой общественной формации.

Вполне понятно, какие неисчерпаемые возможности для повышения эффективности работы и для уменьшения разрыва между наличием ресурсов и их использованием таит в себе новый фактор производства.

Второе его преимущество заключается в том, что традиционные факторы производства - земля и капитал - приумножают главным образом физические силы человека, а информация и знания реализуют и преумножают умственные его потенции, обусловливающие интеллектуализацию производства и труда, что порождает новые понятия - интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, интеллектуальный продукт. Сейчас нельзя эффективно хозяйствовать без использования этих новых процессов и понятий.

Так, к примеру, опоздание с научной разработкой и законодательным регулированием интеллектуальной собственности в Украине привело к распространению пиратства в производстве и реализации аудиовизуальной продукции, что вызвало глубокое недовольство мирового сообщества.

Или возьмем интеллектуальный капитал. Его роль в экономике быстро растет. Достаточно сказать, что его доля в стоимости предприятий в странах Западной Европы достигает 50-68%, а у нас в балансе предприятий он равен  1%. По традиции мы считаем стоимость предприятий по объему материальных ценностей, материальных активов в то время, когда все возрастающую роль играют нематериальные активы. Это снижает цену наших предприятий, дает ограниченное представление о реальной их стоимости. Нечего говорить о том, как это отразилось и сказывается сейчас на процессах приватизации, инвестиционной привлекательности и экономических рейтингах государств СНГ.
         Благодаря своим качествам информация и знания должны играть определяющую роль в инновационном развитии. Именно они обуславливают интеллектуализацию экономики, действие интеллектуального капитала, который является источником инноваций для роста интеллектуальной собственности, интеллектуальной продукции. Как видно, ставка государств на модернизацию экономики, на интеллект и инновации - это ставка, в конечном счете, на информацию и знания как качественно новый фактор производства.
         Для реализации преимуществ качественно нового фактора производства  необходимо создание новой общественной информационной субстанции
​​– в виде межгосударственных электронных гуманитарно-хозяйственных сетей, которые обеспечат абсорбцию внешних и внутренних потенциалов развития, позволят внедрить установки нового типа мышления и сформируют в обществе обращение с новыми средствами и способами хозяйствования. Одновременно такой подход позволяет преодолеть противоречие между применением новых технологий и использованием устаревших систем управления, которые не могут перестроить смысловую генерацию направлений реформ и создать адекватные формы управления общественными изменениями. Кризис высвечивает эти противоречия. Мы наблюдаем полный провал реформирования, что объясняется тем, что направление реформ идет в сторону усовершенствования индустриализации и индустриальных методов управления. Общества  живут в новой инновационной техносфере. В свою очередь правительства только слабо пытаются начать создавать новые системы управления (о чем речь шла на недавнем Всемирном экономическом саммите в Давосе) понимая, что экономика и индустриальные методы хозяйствования не отвечают инновационным требованиям  обществ.

             Важным условием внедрения и использования нового фактора производства и создания адекватной системы управления, которые обеспечивают широкое применение инновационного развития, является преодоление противоречия в сознании людей. Сейчас их сознание определяется господством представлений о получении прибыли преимущественно и исключительно от материального производства, она вмонтирована в семантический поток индустриальных, материальных сущностей, введенных еще во времена  Советского Союза и периодов индустриальных развитий США и Европы. Выйти из этого сложившегося информационного поля очень сложно. Ведь речь идет о переходе к качественно новым ценностям. На Западе их называют неосязаемыми. Этот новый уровень человеческого мышления, когда, например, наряду с традиционным капиталом и собственностью как ощутимыми, учитывается неосязаемый – интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность и другие новые понятия, которые определяют следующею фазу развития социосистем.

Опыт показывает, что воспитать носителей идей следующей фазы развития вполне реально, учитывая пассионарные качества человеческой натуры. Сложнее детерминировать сознание, т.е. переподчинить его не руководителю, или формализму законов, а постоянно меняющимся причинно-следственным связям, вероятным изменениям и рождению новых смыслов, возникающим в следующей фазе человеческого развития. Необходимо обеспечить законодательную оболочку общественного регулирования не на основе анализа фактов как событий прошлого (т.е. в режиме оф-лайн), а на основе он-лайн сущностей как платформы объективной реальности для поиска не истин, а когнитивного создания пользы.

Сегодняшнее развитие информационного пространства, благодаря Интернету, который сформировал информационную техносферу, технологически определено. Но нерешенным является конструирование на этой базе институтов нового общества. Такое конструирование происходит в США в виде "стратегии облачных вычислений" (cloud computing), в Евросоюзе эта стратегия определена как "цифровая повестка дня для Европы до 2015 года" (Digital Agenda for Europe). В СНГ такие конструкции реализуются на базе сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) (www.c2n.info). Сеть развивается на основе "Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки” (далее – Соглашение) которое сегодня ратифицировано в Белоруссии, Таджикистане и Украине, что обусловило факт его вступления  в юридическую силу.

Сеть ИМЦ представляет собой совокупность информации, погруженной в законодательно оформленную информационно-технологическую среду, которая позволяет на основе слабо связанных структур и передовым Интернет-технологиям моделировать и реализовывать любые хозяйственные, административные, управленческие и бизнес-процессы. В сети ИМЦ развернута инновационная модель, оперирующая новыми смыслами как способами производства. Такая модель быстрыми темпами развивается в США и Евросоюзе, ее основные принципы можно сформулировать следующим образом:

- на первое место в хозяйственной деятельности выходит удовлетворение потребностей членов общества в формировании нематериальных активов путем создания и массовой реализации информационных хозяйствующих структур, способных внедрить самоорганизацию и самоуправление гуманитарными, производственными и бизнес-процессами для обеспечения вопросов выживания и самосохранения. Следует сразу заметить, что современными средствами автоматизации, которые ориентированы на неизменность процессов, такие задачи принципиально невозможно осуществить. Другими словами, средства автоматизации оказываются методологически несостоятельными и вредными при использовании в хозяйственном электронном взаимодействии, представляющем собой человеко-машинную среду межсистемного взаимодействия. В сети ИМЦ эта проблема решена путем обеспечения единосвязанной структурированной электронной платформы, позволяющей на уровне самоорганизации конструировать любые виды взаимодействия;

- на втором месте - создание унифицированных электронных средств производства и средств потребления, которые используются для построения электронных экономических систем (виртуальных машин), которые могут преобразовывать обмен информацией (информационную энергию) в полезную работу, осуществлять перераспределение информационной энергии и управлять создаваемыми в сети системами и процессами. Вопрос решен за счет предоставления субъектам сети автономных индивидуальных электронных систем – “электронных офисов” (Е-офисов);

- на третьем месте – трансферт смысловых ресурсов субъектов хозяйствования и государственных институтов в информационную сеть и создание новых экономических сущностей – “электронных предприятий и учреждений” информационного типа. Это создает смысловую инфраструктуру для перехода к взаимодействию материальных процессов. Использование электронных средств производства и средств потребления обеспечивает глобальный обмен информацией и самоорганизацию, при этом в сети ИМЦ правовое регулирование осуществляется путем подготовки соответствующих подзаконных актов государств присоединившихся к Соглашению.

На практике переход к новой экономической модели на базе сети ИМЦ легко реализуется, что доказано опытной эксплуатацией сети ИМЦ.

  Спрос на новые инструменты хозяйствования среди органов государственной власти, предприятий и организаций, а также на массовом рынке сегодня огромен. Главное - не требуются какие-либо значительные расходы из бюджета, а экономический эффект получается мгновенно, что создает условия для преодоления кризисных явлений.
         Учитывая двойной контур взаимодействия в сети ИМЦ (технологический и содержательно-смысловой), а также возможности создания бесконечного множества разнообразных социо-экономических систем на самоорганизационном уровне, сеть ИМЦ способна обеспечивать постоянное саморазвитие и постоянный рост “сетевого интеллекта”, доступного участникам. В результате, сеть ИМЦ, оперируя смыслами, расширяя пространство возникновения причинно-следственных связей (пространство решений) по созданию и реализации новых знаний и новой информации, позволяет преодолеть фазовый барьер перехода от индустриальной фазы развития к новой формации, т.к. преодолевает разрыв между гуманитарными и технологическими векторами развития информационной субстанции.

Кроме вышеупомянутого, сеть ИМЦ имеет еще целый ряд положительных приоритетных качеств. Важным экономическим показателем развития сегодня считается рейтинг кибер-могущества, т.е. "способности государства разворачивать критическую цифровую инфраструктуру, необходимую для продуктивной и безопасной экономики", в состав которой входят: нормативно-правовое регулирование кибер-пространства, электронный экономический и социальный контекст, технологическая инфраструктура и ее использование.  Сеть ИМЦ на практике позволяет странам СНГ решить эту проблему и преодолеть отставание от развитых стран в вопросах развития кибер-пространства, политики кибер-защиты, электронной демократии, проникновения инноваций в бизнес-среду, обеспечения открытости торговли, развития электронного управления и повышения качества использования современных ИТ-технологий.

В результате, сеть ИМЦ обеспечивает создание большого количества высокооплачиваемых рабочих мест в Интернет-экономике, которая, по данным The Boston Consulting Group, в странах Большой двадцатки (G20) достигнет в 2016 году 4,2 трлн.долл, что почти вдвое больше показателей 2010 года. Это не только предопределяет стратегическое развитие государств СНГ, но и решает острую проблему трудоустройства интеллектуальной, высокопрофессиональной рабочей силы на глобальном уровне. Особенно это актуально для молодежи, которая сегодня живет в информационном пространстве, имеет всестороннюю подготовку и высшее образование и не может себя реализовать в реальном секторе экономики, что вызывает политическое и социальное напряжение в обществе.

Платформа сети ИМЦ на базе электронной операционной инфраструктуры позволяет создавать элементы новой социальной реальности  и электронные социальные институты, что является насущной необходимостью в переходный период для развития информационной экономики, которая является основой построения информационного общества. Это отличает эту сеть от проектов автоматизации, связанных с внедрением государственных электронных услуг электронного правительства, которые не содержат необходимого для инновационного развития гуманитарного контура (для обеспечения электронного социального взаимодействия) и априори не создают новой социальной и хозяйственной реальности, не расширяют социального и экономического пространства для роста благосостояния. Такие проекты не обеспечивают саморазвития и во всем мире считаются устаревшими. Этот немаловажный аспект еще больше повышает актуальность сети ИМЦ.

Сеть ИМЦ способна технологически обеспечить эффективное проведение реформ для перехода стран СНГ и стран, присоединившихся к Соглашению в направлении реализации инновационной экономике. Способность управления изменениями, реализованная в сети ИМЦ, дает возможность проводить любые структурные преобразования, оптимизацию процессов, обеспечивать взаимодействие трансформаций, полномочий и сфер влияния.

С общественных позиций сеть ИМЦ выступает как своеобразный компенсатор переходного периода, который сглаживает социально-экономические изменения при модернизации и реформировании экономики, что достигается за счет массовой занятости  обучением и массовым началом хозяйственной деятельности в сети ИМЦ,.

Сеть ИМЦ несет большой научный потенциал и опирается на фундаментальные разработки Львовско-Варшавской школы логики (1890-1939 гг.), Австрийской экономической школы, на практическую реализацию задач программы ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы обработки и учета информации) Института кибернетики им. В.М.Глушкова. Опытная эксплуатация украинского сегмента сети ИМЦ позволила сразу же занять Украине в 2010 г. 54 место, опередив Российскую Федерацию на 5 позиций в рейтинге Еврокомиссии по готовности стран к созданию информационного общества, который регулярно готовится Департаментом по экономике и социальным вопросам ООН. И это несмотря на то, что в России в это же время был запущен портал электронных государственных услуг, действовала электронная социальная карта. Увеличение рейтинга Украины стало возможным благодаря опытной эксплуатации и внедрению на платформе сети ИМЦ электронного Министерства аграрной политики Украины, областных, районных и поселковых советов, электронных регионов Винницкой, Житомирской, Львовской, а также размещение других информационных гуманитарных и хозяйственных ресурсов, которые кроме информационно-содержательного взаимодействия использовали системы управления отраслевого и регионального значения.

В сети ИМЦ для аграрного сектора стран СНГ начато создание системы продовольственной безопасности. Эта система предусматривает возможность  непосредственного электронного взаимодействия участников аграрного сектора и базируется на выходе на глобальные электронные рынки аграрной продукции без брокеров, программистов и посредников. Другие функции систем сети включат также возможность ценового мониторинга в режиме он-лайн (для определения базиса ценовой политики товаропроизводителей), массовое привлечение инвестиций от населения и других участников сети, которые заинтересованы в продуктах продовольствия, что по сути расширяет систему продовольственной безопасности в новых экономических условиях.

 Запуск электронного рынка сельхозпродукции и продовольствия в сети ИМЦ позволяет создать новые торговые цепочки  производства сельхозпродукции и реализации продовольствия с привлечением мелких потребителей и созданием новых потребительских торговых сегментов на глобальном уровне. Можно прямо сказать, что без информационной сети (какой является сеть ИМЦ) для аграрного производства, продовольственная безопасность невозможна в условиях глобальной экономики. Как известно, развертывание системы продовольственной безопасности по инициативе России в международном объединении БРИК (Бразилия - Россия - Индия - Китай) затормозилось в связи с нерешенным вопросом по созданию общей информационной системы. Сеть ИМЦ, решая эту проблему, позволяет  претендовать на создание электронного рынка аграрной продукции и продовольствия в БРИК.

Кроме указанного, на базе сети ИМЦ реализуется инновационная экономическая стратегия развития, которая обеспечивает новые возможности для создания занятости, роста доходов населения и увеличения социальных выплат за счет новых статей поступлений в бюджет.

Но главным и первичным является гуманитарная составляющая этого проекта, которая реализуется за счет развертывания новых общественных отношений, новых институтов и новых возможностей для самореализации личности в информационном пространстве сети ИМЦ, обеспечивая реализацию социальной энергии человека и энергии масс в направлении нового общественного развития. Это дает возможность преодолеть рыночно эгоистические стремления в обществе и обеспечить равноправные условия для высокотехнологичной занятости социума, связанной с ускорением перехода к развертыванию информационного общества, усилением кибер-могущества и кибер-безопасности государств СНГ.

Учитывая, что сеть ИМЦ создает платформу для развития информационного общества и имеет уже частично реализованный и признанный на международном уровне кибер-потенциал, появляется принципиально новый третий путь развития стран СНГ. Этот третий путь развития направленный на достижение кибер-могущества и кибер-безопасности и реализует создание новых электронных рынков, систем государственного управления, абсорбции мировых гуманитарных и хозяйственных ресурсов, динамического управления изменениями под воздействием глобальных инноваций, выработки новых этических норм, связанных с глобальным обменом информации и знаний. Такой вектор развития предоставляет странам СНГ значимый вес в новых политических отношениях глобального уровня. Следует отметить, что подписание межправительственного “Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки” и вступление его в юридическую силу обеспечило нормативную базу и определило юридический статус создания нового глобального "цифрового" рынка.

Реализация Соглашения направлена ​​на создание странами - участницами нового глобального смыслового пространства, включающего формирование новой идеологии, которая строится на морали и нравственности знаний и информации, а также формирование нового по своей сути рынка, основанного на массовом электронном взаимодействии. Это дает возможность обойти протекционизм западных стран, которые контролируют существующие индустриальные рынки, а также не попасть под прессинг их протекционистских политик. В данном Соглашении страны СНГ выступают с позиций мейнстрима собственного вектора развития национальных интересов и протекционизма своей стратегии торговых отношений на мировом рынке.

Привлечение инвестиций и возникновения инноваций, сопровождающие открытие нового рынка, предоставляет экономические преимущества странам - участницам Соглашения за счет мобилизации не используемого гуманитарного и экономического потенциала, который блокируется на сегодняшний день в глобальных информационных отношениях и Интернете. Экономический эффект от внедрения сети ИМЦ значительно выше по сравнению с участием в международных объединениях и союзах. Рентабельность проекта составляет до 20% ВВП каждой страны – участницы Соглашения, а дальнейшее развитие предопределяет перспективу нового третьего инновационного пути, что в корне меняет установленные приоритеты международных социально-хозяйственных отношений и открывает перед странами СНГ перспективы устойчивого гуманитарного и экономического развития.