Трухановская О.В., Ратушина М. Ю.

 

Создание  медицинской  информационной системы  в  Межгосударственной  сети информационно-маркетинговых  центров

 

Актуальность проблемы. Современный рынок медицинских информационных систем (МИС) предлагает множество решений, основанных на последних достижениях информационных технологий [4–8]. Однако большинством развернутых МИС в основном решаются задачи комплексной информатизации отдельных лечебно-профилактических учреждений, в то время как возрастает настоятельная потребность в интеграции МИС в комплексные межведомственные системы на основе сетевых решений и современных Web-технологий.

Создание МИС, обеспечивающих достаточно масштабные формы взаимодействия с учетом множества параметров, включая специфику внутри- и межведомственных информационных процессов с возможностью реализации попарных отношений и взаимодействий, предлагается проводить на основе сети информационно-маркетинговых центров (сеть ИМЦ), реализованной в рамках выполнения конкретных межгосударственных программ.

Цель статьи –  рассмотрение подходов к построению МИС на основе сетевых решений, конфигурируемых посредством информационного инжиниринга самим пользователем, что позволяет решать проблему простоты при создании МИС (без привлечения программистов), кардинально снижать затраты на создание, поддержание и владение системой, а также простыми средствами обеспечивать постоянный мониторинг лечебно-профилактических действий медицинского персонала.

Изложение основного материала исследования. Создание информационных систем в настоящее время все больше смещается от традиционного программирования в сторону инжиниринга систем – конфигурированию из стандартизированных элементов. Практическую реализацию такой подход получил в сети ИМЦ (www.c2n.info), следуя которому развертывание МИС в сети ИМЦ не только позволяет упростить создание систем, но и обеспечивает переход количественного накопления информации в качественно новые формы организации медицинского взаимодействия (www.c2n.info, разд. “Социальные сети”). Такой подход дает возможность создать информационно-функциональную электронную сеть (ИФЭС) [1] медицинских услуг, “привязав” их к месту в сети по видам специфики и деятельности. Основной задачей ИФЭС является предоставление всем ее пользователям сетевых электронных технологий по услугам, выявлению изменений, диагностике, регистрации, накоплению информации, ее обобщению и сохранению. Для решения данной задачи в ИФЭС сети ИМЦ используется широкий спектр сервисов: коммуникационных, информационных, транзакционных и прикладных, обеспечивающих создание операционно, информационно и коммуникационно связанных систем, позволяющих обеспечивать авторегулирование процессов в режиме реального времени. Для определения структуры [2, 3] сети ИФЭС используется многофункциональная система координат, состоящая из осей информационных и функциональных сервисов, что обеспечивает связку “Информационное воздействие (импульс)” – “Информационное распространение (реализация импульса)” [1]. В данном случае модель ИФЭС в сети ИМЦ можно структурировать по следующим параметрам, предполагающим пять уровней по вертикали и три уровня по горизонтали.

Уровни по вертикали:

5 – уровень оптимизации информационных активов:

5.1 – управление информацией медицинских учреждений на основе унифицированных форматов данных;

5.2 – создание обратных связей “пациент – лечебное заведение”;

5.3 – оптимизация медицинской информации на основе сверки решений с имеющимися данными в репозитарии ИФЭС.

4 – уровень оптимизации информационных трансформаций:

4.1 – максимизация положительных результатов на основе динамической оптимизации структуры информации;

4.2 – оптимизация информационных ресурсов применительно к каждому возникающему событию;

4.3 – оптимизация уровня информатизации ресурсов путем исследования применительно к текущему изменению событий.

3 – уровень анализа и прогноза:

3.1 – внутрисистемный показатель событий и их прогноз;

3.2 – внешнесистемный анализ событий;

3.3 – интеграция информационных ресурсов внутри- и внешнесистемных показателей и их прогноз.

2 – уровень мониторинга:

2.1 – мониторинг показателей структуры;

2.2 – мониторинг показателей функций;

2.3 – мониторинг показателей взаимодействия функций структуры.

1 – уровень результирующих показателей:

1.1 – удлинение цепочек информационных ресурсов для уменьшения рисков и затрат;

1.2 – взаимозачет взаимозаменяемых информационных ресурсов.

Уровни по горизонтали:

1 – уровень авторегулирования структуры.

2 – уровень авторегулирования функций.

3 – уровень анализа и прогноз влияния структуры на функцию и функции на структуру.

Принципиальным отличием ИФЭС, реализуемой в сети ИМЦ, является то, что такая форма позволяет решать задачи самоуправления информационными ресурсами, опираясь на конфигурирование вертикальных и горизонтальных взаимоотношений структуры и функций в режиме реального времени. Операционное пространство представленной модели предоставляет возможности автоуправления информацией в сочетании с вертикальной и горизонтальной осями взаимодействия, в координатах которых осуществляется динамическая оптимизация. При этом горизонтальная ось представляет собой структуру информационного взаимодействия и несет в себе функцию смысловых значений в форме обеспечения предпосылок для прогнозирования событий. В свою очередь, вертикальную ось можно рассматривать как организационную форму, базируемую на самоорганизации в зависимости от влияния горизонтальной оси, используемую как отношение функции к структуре. В процессе динамической самоорганизации взаимодействия структуризация вертикали управления отстает и является реакцией на уже происшедшее событие саморазвивающейся горизонтальной оси.

На практике функционирование “операционной вертикали” строится на основе симптоматики заболеваний, различных справочников и медицинской структурно-ориентированной литературы, что позволяет свести многообразие медицинской информации к единым знаменателям учета и анализа. Сервисы вертикальной оси как воздействие и применение методов лечения строятся на основе диагностических показателей пациентов и направлены на ожидание результатов по нормализации сбалансирования структуры и функций организма.

Система возможностей операционного воздействия в ИФЭС базируется на умелом подборе сервисных приложений со стороны врача и основывается на системе трех координат – “информационные сервисы, включая диагностику”, “функциональные сервисы, заключающиеся в принятии назначений” и “переменной времени”. Это дает возможность дифференцировать операционную и информационную форму взаимодействия – разделять сервисы по индивидуальному профилю, интегрировать, соединять их в различных комбинациях. Процессы саморегулирования могут быть реализованы с использованием известных методов квадратичной матрицы попарных отношений, плантационной структуризации, “паркета Пенроуза”, “сетевой паутины”. В основу организации ИФЭС медицинских услуг положено персонифицированное электронное медицинское учреждение (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема электронного медицинского учреждения.

 

 

 

 

Подпись:   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Управленческая отчетность медицинских учреждений

в сети ИМЦ.

 

На базе электронных медицинских учреждений развертываются различные электронные сервисы, такие как: выписывание рецептов с использованием электронной подписи и электронной печати, проведение платежей через платежную систему ИМЦ, ведение карточек больных, размещение информационных медицинских ресурсов и т.д. При этом самостоятельно создаются сервисы информационного обеспечения как внутренних, так и внешних процессов путем электронного взаимодействия в сети.

Задача информационного обеспечения субъектов в сети ИМЦ решена путем самостоятельного наполнения информационными ресурсами, а также комплексной реализации взаимодействия участников в ИФЭС. Принятая единая система классификации медицинских учреждений ориентирована на всех участников сети. Важным также является применение стандартов взаимодействия участников ИФЭС, особенно относительно управленческой отчетности (рис. 2, 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. Раскрытие форм отчетности медицинских учреждений

 в сети ИМЦ.

 

Для редукции рисков в сети ИМЦ, связанных со сменой стандартов, модернизация их интерфейсов происходит на самоорганизационном уровне без написания программного обеспечения.

Выводы. Применение Web&Net-технологий позволяет существенно сократить объемы передаваемой информации между серверами современных МИС за счет уменьшения количества посредников в процессе обмена, передачи данных в бездокументарной форме и работать в режиме On-line с минимизацией возможности искажения данных и их потери, увеличением скорости обмена данными и оперативности доступа к актуальной информации всех участников. В свою очередь, применение ИФЭС медицинских услуг позволяет проводить диагностику заболеваний, контролировать действия принятых решений, осуществлять консультационные услуги в режиме On-line.

 

 

Список литературы

1.  Разинькова О. П. Управление производственным потенциалом на основе интеллектуально функциональных экономических средств // “Программные продукты и системы”. – 2009. – № 2. – С. 37. www.smsys.ru.

2. Амосов Н. М. Моделирование – орудие прогнозирования и управления. Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная : Сб. –  М. : Наука, 1968.

3. Амосов Н. М. Природа и человек. – К.: Наукова думка, 1983.

4. Интегрированная распределенная информационная система лечебного учреждения (ИНТЕРИН) / Я. И. Гулиев [и др.] // Программные продукты и системы. – 1997. – № 3.

5.  Гулиев Я. И., Комаров С. И. Интегрированная распределенная информационная система крупного лечебно-диагностического учреждения // Стратегии здоровья: информ. технологии и интеллектуальное обеспечение медицины-97 : Тез. докл. IV междунар. форума. – М., 1997.

6.  Белышев А. Г., Гулиев Я. И., Морозов В. Ю. Построение медицинских систем с использованием объектных технологий // Программные системы: Теоретические основы и приложения: Тр. Междунар. конф. / ИПС РАН, Переславль-Залесский; под ред. А. К. Айлмазяна. – М. : Наука, Физматлит, 1999. – 169 с.

7.  Малых В. Л., Пименов С. П., Хаткевич М. И. Объектно-реляционный подход к созданию больших информационных систем // Программные системы: Теоретические основы и приложения // Там же. – C. 177.

8.  Айламазян А. К., Гулиев Я. И. Разработка информационных систем лечебно-профилактических учреждений: проблемы и решения : Тез. докл. Междунар. форума. – М. : Наука, Физматлит, 2000.