УДК: 004.946

Поленок Н. С., Конакова Е.Н.

                    

“Электронный университет”

на базе Web&Net-технологии

 

Актуальность проблемы. Глобальные трансформации ставят перед учебными заведениями задачу коренного изменения системы обеспечения учебной и научной деятельности, использования научных разработок и научного потенциала, ведения инновационной деятельности и глобального применения знаний. В частности, в учебных заведениях возникает настоятельная необходимость развития современных форм обучения и ведения научной деятельности на базе сети Интернет (WEB-образования и WEB-сообществ), а также обеспечения участия учебных заведений в инновационных процессах как непосредственного участника рынка инноваций. Для университетов это означает необходимость использования современных Web-технологий и переход на новые модели организации научных разработок и учебных программ, что актуализирует процесс создания в университете единого информационного пространства – электронного университета (Е-университета), представляющее собой виртуальный studium – сообщество студентов, преподавателей и научных работников, взаимодействующих на базе электронных технологий.

Е-университет как посредник между наукой и практикой. Сегодняшние инновации поставили перед современным обществом серьезную проблему управления знаниями, так как объем знаний (информации) в последнее время растет опережающими темпами. Генезис (обновление) знаний при этом значительно ускоряется, и многие знания, особенно в области технологий, экономики и общественных наук, быстро устаревают, что ведет к смене приоритетов в сфере образования: на первом месте в обучении стоит уже не накопление и овладение знаниями, а эффективное практическое применение наиболее актуальных знаний в различных сферах деятельности.

Прикладные исследования и формирование прикладных специальностей в университетах не решают данной проблемы, так как существенно запаздывают в реализации инноваций и применении их на практике. Примером может служить развитие такого вида инноваций, как сеть Интернет (Сеть), развиваемая не на основе научных достижений, а за счет удовлетворения потребностей массового рынка в новых “электронных” видах экономической деятельности и на основе развития массовых форм доступа к информации. Основной причиной данного явления можно считать переход от индустриальной экономики, базировавшейся на развитии средств производства, к экономике мас-сового предпринимательства, опирающейся на массовые инновации [2].

Глобальная сеть Интернет создает новые, невиданные ранее возможности по использованию и распространению знаний и информации, однако применение Интернет в университетах ограничено лишь дистанционным Web-обучением и организацией электронного тематического общения между студентами, преподавателями и исследователями. Это обусловило настоятельную потребность в реализации на базе современных Web-технологий информационно-экономических систем по обеспечению деятельности современного университета как дополнение к существующим дидактическим (учебным) и коммуникационным университетским системам для эффективного решения таких задач:

·         обеспечение управления учебными, исследовательскими, административно-хозяйственными процессами в университете;

·         обеспечение через Интернет прямых коммуникаций с потребителями учебных ресурсов и заказчиками научной продукции;

·         обеспечение функционирования университета как участника рынка инноваций, включая экономическое представление научных разработок в сети Интернет.

Такой информационно-экономической системой, очевидно, должен стать электронный университет, создающий экономический и инновационный, а не только учебный и научный формат применения знаний и реализации научных разработок.

Цель статьи – рассмотрение концептуальных подходов, архитектурных решений и технологической базы, используемых при создании электронного университета для обеспечения современного уровня развития электронных форм учебного, научного и инновационного взаимодействия.

Новая парадигма в создании информационных систем. Традиционные системы управления знаниями оказались малоприспособленными для целей формализации и структурирования информации в век массовых инноваций. Поэтому, учитывая ускоренное обновление знаний в постиндустриальном обществе, возникает необходимость использования интеллектуализированных информационных систем, обеспечивающих эффективный обмен знаниями, а также конвергенцию (интеграцию) научных знаний в практические знания на основе онтологии, семантики и генезиса информационных ресурсов.

Учитывая, что применение знаний основано на ориентации информационной системы на действие, то центром интеллектуализи-рованной информационной системы обмена знаниями служит субъект – носитель действия, использующий информацию и знания для ведения предметной деятельности, в процессе которой данный субъект взаимодействует с другими субъектами, обмениваясь информацией и знаниями.

К сожалению, на современном этапе практически все информационные системы являются объектно-ориентированными и моделируют функционирование детерминированных структур, процессов и связей. Для создания Е-университета предложен принципиально иной подход, базируемый на представлении электронных субъектов, взаимодействующих в единой электронной сети, обеспечивающей на основе формальной онтологии, семантики и генезиса данных интеллектуализацию развернутой в сети информации.  Такой подход позволяет устранить ограничения и проблемы, присущие традиционным информационным системам, и, что самое главное, существенно снизить стоимость технологического решения для Е-университета.

Концептуальная модель Е-университета. Классическая идея о том, что именно сфера образования является сферой формирования новых парадигм мышления и поведения, является источником так называемого “инновационного” развития, в прежние годы способствовала формированию концепции университетов как “двигателей прогресса”. При подобном подходе, направленном на формирование у индивида способности самостоятельно принимать решение в постоянно меняющейся ситуации, “педагогическая”, “информационная” функция преподавателя и образовательного института (университета) сочетается с подходом, когда основной акцент делается на исследовательские, инновационные качества преподавателя (что приобрело особую популярность в США и Канаде).

Иными словами, важным вновь становится: а) не столько характер и конкретное содержание знания, сколько, учитывая многообразие его форм, способы его использования; б) не столько уровень интеллектуальной подготовленности индивида, сколько его персональные качества. Судя по всему, нынешний университет все больше напоминает средневековые studium и universitas, т.е. сообщество студентов, преподавателей и научных работников. Для эффективного функционирования этого сообщества, учитывая современные формы коммуникаций, ориентированные на информационно-коммуникаци-онные технологии, необходима электронная среда“виртуальный studium, объединяющий студентов, преподавателей и исследователей. Эта электронная среда, представляющая собой многофункциональное информационно-экономическое пространство, носит название Е-универ-ситета.

Главным функциональным элементом Е-университета является понятие электронного субъекта. Фактически, электронный субъект – это представление пользователя системы Е-университета, которое имеет вид автономной интеллектуальной информационной системы, взаимодействующей с другими субъектами на основе определенной системы отношений.

Цели и задачи Е-университета. “Электронный университет” (Е-университет) представляет собой объединенную на базе Сети совокупность электронной информации, электронных коммуникаций, электронных процессов и электронных операций, связанных с учебной, научной и инновационной деятельностью учебного заведения.

Технологически Е-университет представляет собой модульный набор сетевых услуг, развернутых на базе Сети и направленных на обеспечение различных функций электронного взаимодействия, электронного обмена информацией и электронных операций, реализуемых через сеть Интернет и сети мобильной связи.

С практической точки зрения, задача Е-университета – создание полноценного электронного учебного заведения с электронным учебным процессом, электронными факультетами, электронными кафедрами, электронной библиотекой, электронным документооборотом и т.п.

Е-университет ориентирован на поддержку постоянных процессов обмена информацией и электронного взаимодействия между пользователями в ходе повседневной деятельности (получение и обмен информацией, оперативный сбор данных, координация процессов, осуществление мониторинга, отчетность, анализ данных и пр.).

Задачами Е-университета являются:

·         обеспечение процессов обучения, научной и инновационной деятельности студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и преподавателей с использованием технологий Е-обучения, информационно-экономических технологий и интерактивных методов общения в режиме On-line;

·         подготовка специалистов для работы в технологическом мире;

·         обеспечение практических навыков по эффективному применению знаний.

Для выполнения целей и задач Е-университета необходима разработка системных решений для формирования содержательной и технологической среды, что предполагает интегрирование учебно-методической, научно-методической, исследовательской и учебной работы в Web-формате с целью организации образовательной, научной и инновационной деятельности в электронных образовательных средах.

Структура и функции Е-университета. Е-университет предоставляет множество услуг, обеспечивающих ведение учебной, научной и инновационной деятельности на базе глобальной Сети, а также позволяет пользователям реализовывать различные собственные электронные приложения в Сети.

Набор услуг Е-университета обеспечивает осуществление различного рода электронного взаимодействия и включает в себя следующие функции:

·         работу с электронной информацией, предусматривающей электронное представление в Сети учебных и научно-методических материалов;

·         электронные коммуникации и электронный обмен документами (включая защищенную систему обмена информацией, документами и сообщениями, систему университетских социальных коммуникаций и т.п.);

·         виртуальное взаимодействие;

·         электронные процессы и электронный менеджмент.

Структура Е-университета содержит:

·         Электронную Администрацию университета;

·         Электронные факультеты университета;

·         Электронные кафедры и подразделения университета;

·         Электронный кампус университета;

·         Процессинговый центр.

 

Реализация Е-университета

Использование Web&Net-технологий. Процесс массовой конвергенции информационных систем и информационно-коммуникационных сетей породил множество инноваций, позволяющих кардинально снизить стоимость развертывания ИТ-технологий и обеспечить их массовое распространение. Важнейшими среди этих инноваций являются Web-технологии и технологии виртуализации, которые в совокупности преобразуют любую информационную сеть из технологической системы в сложную экосистему информационных ресурсов и субъектов сети, объединенных правовыми и экономическими взаимоотношениями. В настоящее время эти технологии переходят в важнейшую экономическую стратегию, так как позволяют не только избежать значительных затрат на разработку информационных систем, но и обеспечивают переход к массовому использованию электронных видов взаимодействия, что существенно снижает транзакционные издержки, непродуктивные затраты и повышает уровень управляемости социально-экономическими процессами. Поэтому для обеспечения реализации Е-университета предлагаются инновационные Web&Net-технологии [3], основанные на научных разработках Львовско-варшавской школы логики, Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАНУ и акад.      Н.М. Амосова.

Определение. Под Web&Net-технологиями понимаются технологии по обеспечению функциональной связности информационных ресурсов и организации электронного взаимодействия пользователей на базе глобальных информационно-коммуникационных сетей.

Актуальность Web&Net-технологий состоит в том, что, обеспечивая на базе функциональной связности конвергенцию информационных ресурсов, вводя понятие “электронного субъекта” (автономной интеллектуальной информационной системы), а также накладывая различные системы ограничений на процессы взаимодействия, эти технологии позволяют конструировать различные экономические процессы и социально-экономические системы, что в настоящее время составляет основу развертывания механизмов обеспечения посткризисного развития экономики.

Использование сервисов информационно-маркетинговой сети ContentNet. В качестве технологической платформы, обеспечивающей электронное взаимодействие пользователей Е-университета, выбраны сервисы информационно-маркетинговой сети (ИМС) ContentNet (www.c2n.info), развернутой в рамках реализации Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ, принятой Решением Совета глав правительств стран СНГ от 29.11.2001 г.

Основная цель сети ИМЦ – обеспечить предприятиям, организациям и учреждениям использование возможностей глобальной информационной инфраструктуры (сети Интернет, сетей мобильной связи) и ИТ-технологий для ведения хозяйственной, коммерческой, предпринимательской, управленческой и других видов деятельности в глобальном экономическом пространстве.

Сеть ИМЦ находится в промышленной эксплуатации с начала   2006 г. Отличительными, инновационными характеристиками сети ИМЦ ContentNet являются:

·         возможность работы с электронными услугами сети неподготовленных пользователей (без привлечения программистов);

·         кластеризация информации в сети и обеспечение быстрого поиска контента на базе обычных лингвистических запросов;

·         наличие институциональных механизмов, обеспечивающих обмен правами и обязательствами в процессе электронного экономического взаимодействия  на базе сети Интернет;

·         возможность модульной сборки персонализированных информационных систем для обслуживания всевозможных бизнес-процессов на базе широкого набора электронных услуг.

Функциональные возможности сети ИМЦ позволяют также осуществлять электронное взаимодействие в сети Е-университета без участия человека, что дает возможность эффективно устранять все рутинные операции по процессированию данных и преодолевать на этой основе “второй информационный барьер” [1] (рис. 1).

 

Рис. 1. Пример реализации Е-университета в сети ИМЦ.

 

Функционирование Е-университета

Доступ к услугам Е-университета осуществляется через сеть Интернет и сети мобильной связи. Работа с функциями электронного университета возможна только при получении пользователями логинов и паролей для авторизации и управления правами доступа к информационным ресурсам и электронным сервисам.

Учебная деятельность. Система Е-обучения электронного университета основана на Web-технологиях, поэтому интерфейс ее понятен неподготовленным пользователям. Каждый пользователь системы имеет свой персональный унифицированный “электронный офис” для настройки необходимых ему для работы инструментов: средств общения, способов групповой работы и т.д.

Преподаватели и студенты в основном используют разный функционал электронного университета.  Преподаватели разрабатывают в системе учебные курсы на базе разноформатных материалов – текстов, видео, аудио и пр. Они также публикуют расписание занятий, рассылают задания студентам, проводят тестирование, контрольные работы и даже экзамены. Далее, также в системе, преподаватели выставляют оценку. При этом студент в режиме реального времени получает информацию о своей успеваемости. Электронный университет имеет и аналитические возможности – система собирает статистику по курсу и каждому студенту, что помогает отслеживать уровень успеваемости, а значит, гибко вырабатывать индивидуальный подход к обучению.

Для студента работа с Е-университетом в первую очередь означает возможность из любой точки мира, где есть Интернет, получать доступ к информации, изучать курсы и общаться с преподавателями. Студенты выполняют в системе задания, работают в группах над проектами, общаются с преподавателями и другими учащимися.

Сервисы дистанционного обучения. Система Е-университета обеспечивает разнообразные услуги по предоставлению электронных форм обучения, среди которых: предоставление информации об электронных курсах и программах обучения, оформление регистрации (подписки) на выбранные учебные курсы или программы, проведение оплаты, предоставление электронной программы обучения и интерактивного тестирования знаний, а также ведение электронного реестра обученных специалистов для привлечения их к участию в различных проектах.

Система сбора и оперативного учета данных Е-университета осуществляет динамическое отслеживание и оперативный учет данных о состоянии проходящих в университете учебных процессов, различных текущих показателей, а также выдачу отчетов по происшедшим изменениям за истекший период, обеспечивая руководителей ежедневной оперативной информацией о самых различных показателях, необходимых для принятия управленческих решений, планирования дальнейшей работы и контроля исполнения принятых решений.

Система сбора и учета данных оперативно обрабатывает информацию, представляя ее в консолидированной форме, например в виде таблиц MS Excel, с целью дальнейшего анализа удобным для пользователя способом на основе стандартных средств MS Excel или других программ и просматриваются в виде статичных или интерактивных документов.

Выводы. Создание Е-университета нацелено на обеспечение широкого круга пользователей массовым доступом к разнообразным электронным образовательным ресурсам, онлайновым учебным услугам и виртуальным научным сообществам, что открывает неограниченные возможности развития электронных видов обучения, существенно снижает издержки обучения, обеспечивает эффективное использование актуальных знаний.

Е-университет дает возможность эффективного переноса административной, учебной и научной деятельности в электронные формы. В результате внедрения Е-университета на базе Web&Net-технологий появляется возможность задействовать в учебном процессе полный функционал информационных технологий. Автоматизированное ведение данных об успеваемости студентов,  учет  обращения документов, полностью автоматизированная работа кафедр, деканатов, учебного управления. При этом Е-университет предоставляет пользователю модульный набор сервисов для развертывания собственных информационных систем и приложений. В результате Е-университет обеспечивает значительное снижение накладных расходов на управление учебным процессом, совершенствует программу компьютерного обучения, предоставляя студентам навыки эпохи цифровых технологий, а также улучшает обмен информацией и координацию усилий для ведения научной и инновационной деятельности, включая практическое применение научных разработок.

 

Список литературы

1.      Глушков В.М. Основы безбумажной информатики – М. : Наука, 1982. 552 с.

2.      Ратушин Ю.А. Інформаційне суспільство – запорука інноваційного шляху розвитку // Урядовий кур'єр, №179, 29.09.2007 р.

3.      Ратушин Ю.А. Направляющие онтологические схемы сети информационно-маркетинговых центров – информационного общества стран СНГ // Финансовые риски. –  2008. – №3-4.