Tabula rasa* - Е-банкинг с чистого листа

 

Абстракция проблемы

Глобальные трансформации ставят сегодня перед финансовыми учреждениями задачу коренного изменения системы финансового обслуживания клиентов и их хозяйственных операций, что обусловлено стремительно развивающейся в сети Интернет экономической деятельностью.

В частности, в финансовых учреждениях возникает настоятельная необходимость развития современных форм взаимодействия с клиентами и обслуживания финансовых операций на базе сети Интернет, а также обеспечения участия финансовых учреждений в экономических процессах, развивающихся на базе электронных видов экономической деятельности.

Для банков это означает необходимость использования современных технологий “облачных вычислений” (cloud computing) и переход на новые модели организации взаимодействия с клиентами по обслуживанию хозяйственных операций. В связи с этим актуальной задачей сегодня становится создание в банке нового направления – электронного банкинга (Е-банкинг), которое бы обеспечило взаимодействие на базе сети Интернет сотрудников банка, клиентов и партнерских организаций.

 

Решение проблемы

В качестве технологической платформы, которая обеспечит электронное взаимодействие c применением Е-банкинга, является создание Единого электронного платежного пространства (ЕЭПП). Но возникает вопрос, какой рынок обслуживать, какой вид экономической деятельности, как обеспечить трансграничные платежи?  В качестве решения выдвинутых проблем выбрано использования финансового обслуживания для банковского обеспечения пользователей информационно-маркетинговой сети ContentNet (далее - ИМЦ) www.c2n.info. Данная сеть развернута в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки подписанного главами правительств стран СНГ 21 мая 2010 года г.Санкт-Петербурге.

Основная цель этой сети – обеспечить возможность предприятиям и организациям использование  глобальной информационной инфраструктуры (сети Интернет, сетей мобильной связи) и ИТ-технологий для ведения хозяйственной, коммерческой, предпринимательской, управленческой деятельности включая электронную торговлю в глобальном организованном электронном пространстве хозяйственной деятельности.

 

Единое электронное платежное пространство (ЕЭПП) по обеспечению электронного взаимодействия Е-банкинга сети ИМЦ

Технической базой по обеспечению электронного взаимодействия между пользователями сети в Едином электронном платежном пространстве (ЕЭПП) является Процессинговый центр, созданный в рамках выполнения Программы создания сети информационно-маркетинговых центров.

Процессинговый центр ЕЭПП—представляет собой уполномоченный специализированный вычислительный центр, который объединяет операции различных банков по авторизации пользователей сети ИМЦ и обеспечивает  проводку платежей между ними. Услуга процессинга включает в себя также сбор, обработку и обмен информацией между пользователями E-банкинга, а также рассылку пользователям информации по операциям, осуществляемым процессинговым центром.

Главными задачами Процессингового центра ЕЭПП являются:

·     обеспечение предоставления услуг Е-банкинга в электронном виде через Интернет;

·     обеспечение эффективного обмена электронной информацией, документооборота и отчетности;

·     сбор, обработка и оперативное предоставление консолидированной информации о текущих процессах в банке, взаимодействие с банковскими электронными базами данных и файловыми хранилищами;

·     проводка денежных средств субъектами сети ИМЦ на межгосударственном уровне.

 

Банки, которые подсоединились к Процессинговому центру, организуют у себя  сервис Е-банкинга  сети ИМЦ, к задачам которому относиться:

·      обеспечение бизнес-процессов в режиме онлайн;

·      финансовое обслуживание клиентов в режиме онлайн;

·      получение прибыли от обслуживания электронных видов экономического взаимодействия пользователей в сети ИМЦ (электронной торговли, начисления роялти, прием платежей, осуществление микроплатежей и пр.).

Для выполнения целей и задач Е-банкинга  разработан ряд системных решений для формирования содержательной и технологической сред. Это предполагает интегрирование работы сотрудников, подразделений и организаций в Веб-формате для организации коммерческой, финансовой и административной деятельности банка в глобальном электронном пространстве.

Доступ к услугам Е-банкинга осуществляется через сеть ИМЦ развернутой в глобальной сети Интернет и сетях мобильной связи. Работа с функциями электронного банка возможна только при получении пользователями логинов и паролей для авторизации и управления правами доступа к информационным ресурсам и электронным сервисам сети ИМЦ.

Каждый банк, организовавший сервис Е-банкинга для обслуживания участников сети ИМЦ получает персональный унифицированный «электронный офис», где он настраивает необходимые ему для работы инструменты.  

Для клиента работа с сервисами Е-банкинга в первую очередь означает возможность из любой точки мира, где есть Интернет, получить доступ к информации, изучать продукты и услуги банка, общаться со специалистами банка, производить платежи.

Сервисы Е-банкинга обеспечиваются разнообразные услуги по предоставлению электронных форм обслуживания клиентов, среди которых: предоставление информации о банке, банковских продуктах и программах лояльности, оформление заявок на выбранные продукты или программы лояльности, проведение платежей, предоставление интерактивных консультаций.

 

Выводы с  изложенных проблем и решений

Банки и финансовые учреждения стремятся обеспечить сегодня клиентов лучшими информационными технологиями, чтобы повысить качество процессов обслуживания и обмена информацией, а также создать электронные формы финансового обслуживания экономической деятельности, осуществляемой на базе Интернет. Задачей банка в этих условиях является обслуживание нового рынка, а лучше участие в его создании, а еще лучше с участием правительств заинтересованных стран, что предоставляет несомненное конкурентное преимущество в борьбе за клиентов.

Сервис Е-банкинга и взаимодействие его к Процессинговому центру ЕЭПП сети ИМЦ позволит создать новый рынок применения банковских услуг, обеспечивая расчетами субъектов сети информационно-маркетинговых центров по продвижению товаров и услуг на рынки стран СНГ и стран, присоединившихся к вышеуказанному  межправительственному Соглашению, что, несомненно позволит развернуть электронное экономическое взаимодействие, по финансовому обслуживанию создаваемого электронного торгового пространства и проведении  банковских операций в режиме реального времени.

 

 

*Tabula rasa (лат.) - «Чистая доска».